Николай Зайцев

 

Кому не известна проблема «Буквы знает, а читать не может»? Как правило, родителей и удивляет, и радует, когда в 3-4 года их дети знают все буквы. Такие родители полагают, что дети готовы к чтению.

Перед ребенком появляется какое-нибудь простенькое слово, например, КОТ, и ребенок начинает читать: «Ка-о-тэ», – «Нет же! – начинают снова объяснять родители,  – буквы К и Т в словах читаются совсем не так». «Эм-а-эм-а» или «пэ-а-пэ-а» чуть-чуть похожи на маму с папой, но попробуй догадайся, что «дэ-я-дэ-я эс-тэ-е-пэ-а» – это «дядя Степа».

 Для ребенка становится очевидным, что почти все читается не так, как раньше. Ребенку уже не понятно. Частенько такая учеба кончается тем, что родитель «вскипает», а ребенок начинает тихо ненавидеть чтение.

Азбуки с картинками, которые так обожают родители и методисты, не помогают, а мешают научиться читать. Изображения букв увязываются в сознании ребенка с картинками, от которых потом приходится освобождаться. Из зебры, аиста, ящерицы и цапли почему-то должен выйти заяц. При виде слова «бабушка» представляются бегемоты, аисты, шмель, кенгуру.

Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, Николай Зайцев, настойчиво рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и здоровье ребенка.

Все его пособия, главным и наиболее известным из которых являются «Кубики Зайцева», основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала. Весь материал подается настолько в игровой форм, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия и всей группой, и поодиночке.

 

Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.

Кубики различны по цвету, размеру и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научиться читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно.
В целом складовой принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков Н.А. Зайцева адекватен нерофизиологической свободе, свободе при которой ребенок, как начинающий музыкант по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует.


«Побочные» результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение:
- появляются навыки грамотного письма;
- выправляются логопедические недостатки;
- речь становится чище и отчетливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию
  складов;
- быстро расширяется словарный запас;
- формируется логическое мышление;
- развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.
    Взрослые иностранцы, не знающие ни одной русской буквы, на первом занятии минут через 30-40 начинают составлять из кубиков слова, произносимые преподавателем, а через некоторое время уже и прочитывать их.

Безусловным достижением автора является системный подход к такому предмету, как математика. Методика основана на системе таблиц, погружающая ребенка в мир чисел и наглядно показывающая ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, и какие действия можно с ними производить. Зайцев в доступной форме рассказывает, откуда взялись дроби и степени, и что можно с ними делать. Эта методика рассчитана на детей 3-5 лет, но ее можно также использовать и для учеников начальной школы.


       Через весьма непродолжительное время дети будут находить любое число от 0 до 100, получат представления о четности-нечетности чисел, их составе (количестве десятков, единиц), цифровой записи.

Четырех-пятилетние дети овладевают сложением и вычитанием в пределах 100, первоклассники делают это через несколько уроков, избегая многомесячного знакомства с цифрами и сточасового сидения в десятке.

Зайцевские пособия подходят всем детям – быстрым и медленным, слабым и сильным. В своих детских садах Зайцев предпочитает брать в группу самых слабых детей, и они очень быстро догоняют основной поток.