Глен Доман

Глен Доман – выдающийся американский врач, основатель Института развития человеческого потенциала в Филадельфии (The Institutes for the Achievement of Human Potential).

Разрабатывая свою методику, Доман опирался на многолетние исследования, проводимые в самых разных странах мира, которые показали, что за первые 6 лет жизни дети узнают в три раза больше информации, чем за всю остальную жизнь. «И в этом нет ничего странного,  – утверждает Глен Доман, – просто дети делают то, что им нравится».
 «Обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет» – считает Доман, а поддержать в нем интерес и любознательность можно скоростью и новизной. Все человеческие знания он разделил на 10 отраслей – биология, история, география и т.д. Передаются знания через карточки с битами информации. На карточки размера от 30 до 60 см в длину и от 5 до 13 см в ширину большими ровными буквами пишут слова (для обучения чтению).


Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман показывает количество точками, а не цифрой, для того, чтобы ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры. Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме цифр, начинают показывать примеры. Большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через пару месяцев могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.


Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать и энциклопедические знания. Для этого необходима подборка карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого. Было бы, наверное, неплохо, если бы ребенку не просто давали энциклопедические знания, но еще и рассказывали, где и как они применяются, как взаимосвязаны между собой, подкрепляли бы примерами из жизни (тогда информация становится мее безликой, а, значит, и более интересной для ребенка). Автор рекомендует показывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1-2 секунды.  Таким образом, весь урок занимает 5-10 секунд. Но лучше показывать настолько быстро, насколько ребенок успевает охватить взглядом все составляющие образа, т.е. слова и точки – быстро, а картины – медленней.

Создатель методики верит, что наилучшими учителями малыша являются его родители, заинтересованные в успехах отпрыска. Чем меньше младенец, тем он способнее, тем быстрее и лучше он впитывает новую информацию, знания: ведь на данном этапе развития это основная задача малыша. Поэтому Доман считает, что начинать опережающее обучение нужно как можно раньше.

Институт развития человеческого потенциала работал как со здоровыми детьми, так и с умственно отсталыми. Доман говорил: «Даже в самых фантастических мечтах мы не могли представить, что ребенок, у которого погибли миллиарды нервных клеток мозга, может добиться таких же, а иногда и лучших результатов, чем средний ребенок».  А теперь давайте вместе подумаем. Предположим, что у Джонни удалена половина мозга и, тем не менее, он показывает такие же результаты, как и Билли, у которого мозг в целости и сохранности. Разве не должен у нас возникнуть вопрос: «А что же происходит с Билли? Почему, имея мозг в два раза больший, чем у Джонни, он показывает результаты ничуть не лучше?»

Вывод напрашивается сам собой. Если бы нормальному ребенку уделялось столько же внимания, как и ребенку с травмированным мозгом, и на его образование затрачивалось бы столько же усилий, то он мог бы добиться значительно лучших результатов.
Своими трудами Доман показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают.

Автор методики разработал целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует учить его делать все, что только возможно, и вертеть, и крутить его различными способами. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Когда ребенку исполнится год, надо параллельно с физическим развитием начинать развивать и такие способности, как лингвистические, математические и другие.

Маленькие дети испытывают безграничную жажду знаний, и надо очень постараться, чтобы отбить у них всякое желание получать новую информацию. Ни в коем случае не стоит делать ничего, что может вызвать скуку у ребенка.

 

Плюсы методики:

Эта методика хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации приятным для него способом.
«Дети, которые знают больше других – это уверенные в себе дети. У них меньше причин плакать и больше причин улыбаться». Очевидное преимущество методики Глена – постоянный контакт родителя с ребенком, и взаимосвязь физического и умственного развития. Домановские вундеркинды умеют не только отлично считать, но и бегать, плавать, лазить по лестницам. Еще один плюс: вы можете заниматься в домашних условиях: ведь домановские книжки содержат все необходимые инструкции по изготовлению карточек, к тому же сегодня карточки свободно продаются в развивающих магазинах.
Качество методики подтверждается еще и ее результатами: в мире существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по методике Домана.

 

Минусы методики:

Как и у всякой методики, у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что ребенок из активного участника процесса обучения в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. А ведь «факт» надо пощупать, потрогать, т.е. исследовать его всеми органами чувств.
Привлечь внимание – вот что самое трудное на данном этапе, уверяет Глен Доман.
Нередко домановских умниц сравнивают с «енотом – полоскуном» или «мишкой на велосипеде», именно такое ощущение порой возникает, когда двухлетняя девочка тараторит отрывки из Чарльза Диккенса или из Корана. Возможно, мы просто завидуем этим малышам? С родительской точки зрения методика Домана весьма трудоемка, объемна, занимает все свободное время мамы и малыша.

Официальный сайт института Глена Домана http://www.iahp.org/