Мария Монтессори

"Помоги мне сделать это самому!"


Мария Монтессори – известный итальянский педагог-гуманист (1870-1952), посвятивший всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. В настоящее время по системе Монтессори работают во всем мире. Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.
Суть методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача взрослого – помочь ребенку в реализации своей индивидуальности. Ребенку нужно дать как можно больше вещей понюхать, попробовать на вкус, т.е. все почувствовать. Ребенка необходимо научить контактировать с предметами лично.
    Монтессори-метод уникален. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.
    Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.
    Основной девиз данной методики: "Помоги мне сделать это самому!" Насильственное принуждение как метод обучения в этой педагогике исключен.
Система обучения состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре стоит ребенок, вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует свое физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Педагог же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Монтессори-система дает ребенку основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.
При работе с детьми Монтессори заметила, что ребенок обладает иной формой мышления, отличной от разума взрослого, которую она и назвала впитывающим мышлением. Мышление ребенка – это губка, которая без разбора впитывает в себя все образы внешнего мира, не подразделяя их не «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Исходя из этого предметная и социальная среда, окружающая ребенка, приобретает огромное значение. И если взрослый хочет, чтобы ребенок хорошо развивался, он должен создать вокруг такую среду, в которой тот мог бы найти все, что нужно для полноценного развития. И, кроме всего прочего, у ребенка должна быть возможность «впитать» правильную речь.
Марией Монтессори разработаны дидактические игры и различные пособия для совершенствования зрительного, слухового и тактильного восприятия детей. За основу были взяты идеи и пособия, предложенные известными учеными И.Итаром и Э.Сегеном. Упражнения для развития мелкой моторики рук – нанизывание бус, переливание воды, пересыпание круп, сортировка бобовых и еще много интересных заданий, игр и упражнений. У каждого ребенка есть свой журнал для отчетов, в котором он пишет или рисует.


Заповеди Марии Монтессори:
-    Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратися (в какой-либо форме).
-    Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
-    Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
-    Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать констуктивное взаимодействие в ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
-    Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
-    Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
-    Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он сделал или собирается сделать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
-    Помогай тем, кто ищет работу и не может ее выбрать.
-    Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай своей готовностью помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
-    Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.