Никитины

Бориса Павловича и Лену Андреевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.


По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая – заорганизаванность – сверхзаботлизвый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры, когда времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается. Вторая – заброшенность ребенка – общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к психологическому голоданию, задержке в эмоциональном и психическом развитии и, в итоге, к умственной отсталости.


Основные принципы своей методики авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей.


Условия для развития должны опережать этот процесс. На стены детской комнаты нужно повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно разбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или  работа рядом – это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг друга, а в месте с тем, и повод для разговора, обмена мнениями.
Следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи – не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.


Наравне с восприятием умственных знаний дети должны быть готовы воспринимать и физические. Тело ребенка как бы само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно «идет навстречу» требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание в методике воспитания уделяется закаливанию. Их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.


Интеллектуальные игры авторов позволяют ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, что ведет к развитию творческих способностей. При этом малышу нельзя подсказывать, надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить игру.


Главное отличие игр Никитина – многофункциональность и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать и обязательно добиваться цели.


Каждая игра – это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора. Задачи предлагаются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течении длительного периода времени.


В основном Никитинские игры направлены на развитие логики и построение образов, они не должны быть единственным средством развития ребенка. Они могут быть только дополнением к другим методикам, в которых представлен весь спектр дисциплин, направленных на всестороннее развитие ребенка.